Игры для расширения словарного запаса ребенка
Эти словесные игры не отнимают много времени, в них можно поиграть по дороге в садик, в маршрутке, в очереди, на прогулке. Как только видите, что внимание малыша переключилось на посторонний объект - заканчивайте игру.
1. Поводырь.
Гуляйте чаще с ребёнком. На прогулках, сидя на лавочке, мама или папа закрывают глаза и ребёнок описывает все окружающее.
2. Опиши объект.
Предложите ребёнку описать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов.
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какого он размера? Какой у него цвет? Из чего он сделан? Зачем нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы заставляете ребёнка говорить слова из разных признаков предмета, что помогает развитию речи и построению предложений.
3. За кем последнее слово.
Попробуйте по очереди с ребенком описывать один и тот же объект. Кто заканчивает последним - тот и победил.
4. Детальки.
Можно вводить в словарь ребенка названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот самолет, а что у него есть?" - "Пропеллер, сиденья, крылья, колеса, иллюминаторы..." - "А что есть у зайки?" - "Ушки, лапки, глазки, хвостик..."
5. Описашка.
Спросите у малыша: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так малыши учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др. Можно использовать для игры и придуманные вами вопросы, которые помогут освоить свойства предметов: что бывает зеленым? мягким? сладким? квадратным? с листьями?.
6. Придумай-ка.
Попросите ребёнка дополнять ваш рассказ нужными словами. Для этого расскажите о чем-нибудь, но делайте паузы, что ребёнок вставлял слова, подходящие по смыслу.
7. Что может быть?
Вы называете прилагательное, а ваш ребёнок к нему - существительные. Например, «Белое». Что может быть белым? Ребенок перечисляет: стол, молоко, облака, соль… Затем игра наоборот. Называется предмет, и к нему подбираются прилагательные. «Плюшка, какая?» Круглая, сладкая, румяная, свежая, желтая…
8. Мамин писатель.
Напишите на листочках 5-7 слов и предложите ребенку составить из них рассказ. Начинайте с простого набора, например: лыжи, мальчик, снеговик, собака, елка. Затем старайтесь усложнить задание: мишка, ракета, дверь, цветок, радуга.
9. Повторюшка.
Мама произносит стилистическую неправильную фразу, а малыш пытается найти тавтологию и исправить ее. Например, «Папа посолил суп солью. Маша одевала одежду на куклу».
10. Игра в антонимы.
Вы произносите слово, а малыш старается подобрать слово антипод. «Высокий-низкий, мягкий-твердый, белый-черный».
11. Игра в синонимы.
Допустим, синонимы к слову «палка» - трость, клюка, костыль, посох.
12. Игра «Добавь слово».
Цель: подбирать глаголы, обозначающие окончание действия. Вы называете начало действия, а малыш - его продолжение и окончание:
- Галя проснулась и... (пошла кушать).
- Коля оделся и... (пошел гулять).
- Он устал и... (вернулся домой).
- Стали они играть... (с ёжиком).
- Медвежонок испугался и... (убежал)
- Мальчик обиделся и... (заплакал).
13. Что увидел?
Обратите внимание ребенка на проплывающие облака, может они похожи на зверушек? На что похоже дерево? А эти горы?
14. Бюро путешествий.
Каждый день вы с ребенком идете по обычному маршруту – на прогулку, в магазин или детский сад. А что, если попробовать помечтать? Представьте, что вы отправляетесь в дальнее путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что возьмете с собой, кого вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите... Обязательно поделитесь впечатлениями из этого путешествия.
15. Всегда под рукой.
Всем родителям знакомы ситуации, когда ребенка трудно чем-то занять, - например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Все, что нужно в таких случаях, - чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках малыша рожицы: одна - улыбающаяся, другая - печальная, третья - удивляющаяся. Пусть на одной руке окажется два персонажа, а на другой, допустим, три. Малыш может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.
16. Логическая цепочка.
Из произвольно подобранных карточек, выложенных в линию нужно составить связанный рассказ. Затем задание усложняется. Карточки переворачиваются, и малыш вспоминает последовательную цепочку разложенных картинок и называет их в том порядке, в котором они лежали. Количество используемых в игре карточек зависит от возраста ребенка, чем старше – тем картинок больше. Несмотря на кажущуюся сложность игры, детям этот вид развлечения нравится. Они начинают соревноваться, кто больше запомнит картинок.
17. Истории из жизни.
Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чем рассказывать? Например, как малыш пинался ножками у вас в животе, когда еще не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как папа первый раз летал самолетом... Некоторые истории вам придется рассказывать даже не один раз. Просите и других членов семьи подключиться к игре.
18. Юный репортёр.
Вы с ребенком побывали в какой-то поездке только вдвоем, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своем путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Дайте ребенку возможность самому выбрать, о чем рассказывать, без наводящих вопросов. А вы понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнет фантазировать, не останавливайте. Речь малыша развивается независимо от того, какие события - реальные или вымышленные - им воспроизводятся.
19. Чем закончилось?
Чаще смотрите с ребёнком мультфильмы. Начните вместе с малышом смотреть какой-нибудь мультфильм, а на самом интересном месте отойдите по "важному делу". Попросите малыша рассказать вам позже, что будет дальше в мультфильме и чем он закончится. Обязательно скажите спасибо своему рассказчику.